Главная улица Геленджика – долгая дорога в 10 лет
Десять лет назад геленджикские СМИ констатировали факт начала реконструкции одной из главных артерий курорта, автомобильной магистрали – улицы Луначарского. Планировалось расширение дорожного полотна, конструктивное изменение ливневых коммуникаций, использование декоративных элементов между дорогой и тротуарной зоной.
На сегодняшний день, по прошествии десятилетия, в редакции народного журнала PRO-Курорт решили подвести итоги масштабов проделанной работы. И пока мы пробирались через этот десятилетний отрезок дорожной истории ул. Луначарского, у нее даже появились новые названия на наш, журналистский манер.
Улица Водителей
Кому как не водителям общественного транспорта известны все тонкости дорожного полотна, которое они чувствуют под колесами авто, отсчитывая десятки маршрутов за смену. Дорогу буквально выучена ими наизусть: на глаз, на ощупь, на плотность, на звук…
Водители Владимир Токарев (работает в ПАТО с 1980 г.) и Роман Шаян (работает в ПАТО с 2001г.) любезно согласились проехаться с нами в качестве пассажиров и поделиться своими наблюдениями о том, как менялась любимая «луначарка» Геленджика:
- Улица стала шире - теперь 4 полосы движения, против старых двух. Когда было 2 полосы, трудно было отъезжать от остановки в пиковые часы, особенно в сезон, пропускать автобусы у нас не любят особо. А с четырьмя полосами все стало намного легче в этом плане.
Остановок добавилось, светофоров.Отлично, что на перекрестке Луначарского и Кирова – теперь большой светофорный объект. Раньше он был обычный и долго здесь приходилось стоять,а теперь светофоры со стрелками движения налево-направо, и с качеством движения стало лучше. Недавно на перекрестке Луначарского и Одесской поставили светофор, когда там его не было – аварии на этом участке происходили очень часто.
Хорошо, что сделали «светофор по требованию»напротив Дворца культуры. Люди подошли, кнопочку нажали, перешли, а раньше он включался как обычный - по времени (есть люди, нет людей). Здесь пешеходы не так часто переходят дорогу и получается, что машины простаивали в холостую, создавая замедление движения - и люди не переходят, и ты стоишь.
Светофоры с таймером – тоже очень удобно.Ты подъезжаешь и видишь по цифровому индикатору, когда закончится красный или зеленый, заранее скорость сбрасываешь (не приходится резко тормозить), если видно по времени, что можно спокойно проехать без изменения скорости, то это тоже только улучшает качество движения.
Лучше улица стала освещаться.Сейчас, когда в темное время суток работаешь, то видно хорошо, в том числе и на пешеходных переходах, добавили мощные светодиодные лампочки, которые хорошо их освещают. Знаки новые теперь лучше видно за счет светоотражающей краски, которую стали использовать.
Хорошо держится асфальтовое покрытиена Луначарского, как положили его в последний раз несколько лет назад, так оно до сих пор практически как новое.
Улица Дорожная
Александр Птицын, на момент начала реконструкции нашей главной героини-улицы выполнял функции главного инженера ОАО «Геленджикское ДСУ», которое в тот период являлось генеральным подрядчиком проекта. Те, кто строят дороги, создают, в некотором роде, наше настроение и в этой связи, когда двигаешься по Луначарского, настроение существенно улучшается:
- Первоначально на стадии проектирования надо было из Луначарского сделать магистральную улицу, с 4-полосным движением, сохранением ландшафта, в частности старых деревьев (которые были в приоритете), то есть нужно было вписать дорогу в улицу без потерь. Проект удался, на мой взгляд. Сегодня смотришь, создается впечатление, что так хорошо было все время. Для того чтобы сохранить деревья, приходилось в некоторых местах делать подпорные стенки, размещать по-другому тротуары. Расширение дороги мы сделали на 1,5-2 метра в среднем.
Сложности при реконструкции были, но не настолько существенные. Дело в том, что строительный сезон короткий. Зимой мы совершаем подготовительные работы, а в весенне-летний период строим проезжую часть. Сложность была с потоком транспорта, Луначарского же является основной магистралью города. Коммуникации, которые не были указаны на схемах, и попадались на пути, становились неприятным сюрпризом. Несколько дней потом приходилось решать эти проблемы, восстанавливая их работу снова. А в целом, работая по проекту, проблем не ощущаешь. Цель перед глазами, ставишь правильно задачу мастерам, рабочим.
Во время периода работы на Луначарского у нас было около 10-12 очередей.Мы достаточно долго ее делали… Последнюю очередь заканчивала уже не наша подрядная организация и это было в прошлом году. Был такой момент, нам пришлось чуть отойти от проекта, потому что на пути новой дороги попадались деревья и глава Геленджика, Виктор Хрестин, настоял, чтобы эти деревья ни в коем случае не уничтожили. Произошло все вплоть до того, что мы чуть уменьшили проезжую часть, ради сохранения сосен. Медведи на улицу не выбегали… Кладов не находили, возможно, нашли все до нас (смеется).
Многие водители замечают, что Луначарского как-то лучше по качеству дорожного покрытия.Могу раскрыть секрет почему, хотя это вовсе и не секрет. Расчет толщины «дорожной одежды» (основания, асфальтобетона) делается с учетом нагрузок, рассчитанных на 10- 15 лет. Многие дороги были построены давно, у них несущая способность или противодействие нагрузкам низкое, поэтому происходит достаточно быстрое разрушение асфальта. Это не асфальт плохой который кладут сверху, это не выдерживают нижние слои, которые внизу идут под основным асфальтом.
В данном случае по улице Луначарского, так как это магистральная улица, были запроектированы ряд мероприятий и в части толщины асфальтобетона. Верхний слой щебеночно-мастичный асфальтобетон – это современная смесь, которая позволяет увеличить несущую способность, выдерживать большую нагрузку. Далее - геотекстильная решетка, которая армирует между слоев дорожного полотна пространство и не дает ему сильно растянуться, то есть небольшие дефекты покрытия эта дорожная сетка ликвидирует. Поэтому Луначарского и лучше по качеству. Но только всему когда-то приходит конец.
Если сейчас пройтись пешком вдоль дороги, то видно, что уже начинают образовываться продольные трещины, мелкие дефекты, которые пришло время устранять, чтобы покрытие оставалось в хорошем состоянии. Вообще технологии, которые применены при укладке этой магистрали на тот момент (5-6 лет назад) были еще редкостью. Такое делали, но в основном на больших магистральных дорогах, а здесь мы применили эту конструкцию на улице города.
На сегодняшний день эта дорога удовлетворяет по интенсивности движения, пробок нет, разве что летом на светофорах, а так она обеспечивает насыщенность движения, которое сложилось на сегодняшний день в городе.
Улица ГИБДД
Без стражей порядка на современных улицах давно не обойтись. Неприятные ситуации на дорогах – это рабочие будни службы ДПС, основной задачей которой является минимизировать ДТП насколько это максимально возможно. Особенно в условиях, когда автомобильное движение в Геленджике из года в год увеличивается. Рассказывает начальник ГИБДД по Геленджику Александр Бекетов:
- Было принято верное решение об увеличении количества полос на Луначарского. Вопрос о расширении улицы поднимали жители города на сходах граждан, и отчетных встречах. Главой города эти предложения были услышаны и нами, совместно с архитектурой города, было внесено предложение на Совет безопасности дорожного движения о необходимости и целесообразности увеличения количества полос улицы Луначарского.
Прежде всего, благодаря этому, мы расширили пропускную способность. Только за последние годы у нас увеличилось количество официально зарегистрированных транспортных единиц почти на 5 тысяч. Несмотря на этот факт, благодаря увеличению количества полос, стало меньше поступать жалоб от жителей и гостей Геленджика по поводу плотного движения на этой улице, особенно в сезон.
Хочется отметить, что по инициативе главы города, на Совет безопасности дорожного движения был вынесен вопрос и о снижении скоростного режима с 60 км/час до 40 км/ч, ведь такая скорость автомобилей более безопасна для пешеходов, также, как и дополнительное освещение пешеходных переходов, которое тоже осуществили на улице.
Наличие камер видеонаблюденияна современной улице Луначарского теперь способствует снижению числа административных правонарушений. Статистика ДТП по Луначарского за последние 2 года говорит сама за себя: в 2016 г. количество ДТП на улице составило 369, а уже в 2017 г. - 304. Продуктивность в плане безопасности здесь налицо.
К сожалению, многие владельцы гостиниц начали использовать Луначарского после ее расширения под парковку для своих постояльцев. В связи с этим было внесено официальное предложение об использовании людьми парковок исключительно в своих дворах, а не на проезжей части дороги.
В результате были установлены знаки, запрещающие остановку и стоянку. Это сделано в первую очередь и для того, чтобы ничего не препятствовало уборочной технике проводить в полной мере свои работы, как летом, так и зимой. Вереницы машин, стоящих на проезжей части улицы, не позволяют технике полноценно осуществлять эти работы. Одновременно создаются заторы, помехи для движения. Поэтому, коль было принято решение о расширении проезжей части дороги, то ее надо использовать по назначению – то есть для проезда, так как это одна из главных дорожных артерий муниципалитета.
Улица Цветов
Красиво, что тут скажешь, красиво… А дальше можно «зависнуть» с камерой телефона или фотоаппарата, отсчитывая красочные кадры, вдоль всей линии обновленной ул. Луначарского и неожиданно так оказаться на выезде из Геленджика. Вся эта красота на нашей обновленной улице имеет определенно женский почерк. Генеральный директор ООО «ЮККА» Сахаджи Татьяна любит свое дело. Официально деятельность «ЮККИ» звучит достаточно сухо - предоставление услуг в области растениеводства, но результаты этой деятельности кардинально противоположны ее формулировке:
- Была произведена реконструкция существующих газонов, созданы новые, в целом, более 500 штук. Самым главным прорывом, я считаю то, что практически на половине улицы организован автоматический полив, а это очень важно. В Геленджике по 2-3 месяца не бывает дождей и поливать «водовозками» тяжело. Во-первых, в этом случае полив производится только ночью, потому что днем не проехать, и днем поливать нельзя. Во-вторых, идет безумный расход бензина, человеческих ресурсов и очень много воды выливается на тротуары, а для нашего города важна экономия воды. Когда же идет автоматический полив, вся вода выливается туда, куда нужно. И летом даже можно заметить, что там, где есть автоматический полив, газоны зеленее. Есть еще участки, которые мы поливаем с машин, но в целом, планы такие, что газоны всей улицы Луначарского будут поливаться автоматически.
Глава Геленджика, Виктор Хрестин, непосредственно принимал участие в процессе озеленения Луначарского, в проектировании клумб и т. п., ведь он закончил сельскохозяйственный техникум и сельскохозяйственный институт. Все его замечания и советы мы принимали во внимание и теперь, по прошествии нескольких лет, я в очередной раз убеждаюсь насколько он был прав.
«ЮККУ» пригласили с самого начала реконструкции Луначарского. Когда-то это была маленькая улочка, вся в ухабах, с посадками сосен, не очень ухоженная и узкая. За дорожниками шли мы – озеленители, шли сразу следом, боролись за сосны (им по 50-60 лет). Поднялся уровень дороги, и мы переживали, как себя деревья будут чувствовать, на ежедневных совещаниях решалась судьба каждой сосны.
***
Эта улица объединила на первый взгляд не объединяемое: асфальт и цветы, ГИБДД и водителей. Целая жизнь, как жизнь живого человека. С занимательными историями, любопытными фактами, тревогами и разрешением от этих тревог.
Что ж, начало первому лучшему десятилетию геленджикской ул. Луначарского положено!
Материал подготовили: Ирина Горбикова и Татьяна Караджова
- –0+Александр22.05.2018 10:05Молодцы автодорожники! Если бы не присоединение Крыма, начало строительства Крымского моста и восстановление полуострова, то улица Луначарского, как была разрушенной в советское время, так и осталась бы. А эдесь хоть какой то толчок Краснодарским курортам в конкурентной борьбе за выживаемость. Так держать! Глядишь, и во все откажемся от Турции с Египтом и Индонезийских пляжей.Комментировать
- –0+Татьяна22.05.2018 13:37Очень удивительно, почему на главных курортах нашей страны не все дороги отремонтированы. Я рада что наконец сделали ул. Луначарского, теперь там действительно удобно не только водителям, но и пешеходам. Светофоры новые с отсчетом времени и указателями в виде стрелочек, да и дорога стала шире. В общем спасибо за ул. Луначарского, мне хотелось бы чтобы все дороги в городе отреставрировали.Комментировать
- –0+Матвей22.05.2018 23:01Автоматический полив газонов на главной улице - это реально инновационный подход! Неожиданно и очень продуманное решение. Если только монтаж сделали профы, то вопрос с автополивом однозначно решит массу проблем. Экономия реальна, даже без калькулятора.Комментировать
- –0+christians23.05.2018 07:54buen blog amigo ^^Комментировать
- –0+Евгений23.05.2018 23:10Интересная статья и фото красивые. Радостно, что хоть и не везде пока, но порядок приходит. Сам не был в Геленджике, но надеюсь побываю когда-нибудь. Ко всему бы так подходить ответственно.Комментировать
- –0+Илья24.05.2018 20:41Спасибо, что сделали ограничение скорости на Луначарского, для пешеходов то реальный подарок конечно) Водители думают восприняли ту новость иначе, представляю сколько было сказано ими не совсем лестных слов в сторону администрации))Комментировать
- –0+arcada989325.05.2018 18:52Спасибо. за ограничение на Лунарачского. Давно надо было пешеходы в восторге от этого. + статья хорошая респект авторуКомментировать
- –0+Nata25.05.2018 19:09Реконструкция одного из главных курортов- это конечно отличная новость, особенно важен ремонт автомобильной магистрали. Правда по словам местных жителей, как обычно и бывает в нашей стране, они не особо довольны результатами контроля за строительством и расходованием бюджетных средств, выделенных на ремонт .Комментировать
- –0+Николай27.05.2018 06:41Здравствуйте! Очень познавательная статья, которая напомнила мне Геленджик) Написано понятным и доступным языком, вообщем всем советую почитать!Комментировать
- –0+роберт27.05.2018 08:49Автоматический полив газонов на главной улице - это реально инновационный подход! Неожиданно и очень продуманное решение. Если только монтаж сделали профы, то вопрос с автополивом однозначно решит массу проблем. Экономия реальна, даже без калькулятора.Комментировать
- –0+Влад27.05.2018 20:27Уже начинают образовываться продольные трещины, мелкие дефекты, которые пришло время устранять, чтобы покрытие оставалось в хорошем состоянии. Вообще технологии, которые применены при укладке этой магистрали на тот момент были еще редкостью. Такое делали, но в основном на больших магистральных дорогах...Комментировать
- –0+Надежда28.05.2018 13:18Очень радует что город стал красивей и более комфортный для жизни. А то что сделали дороги нормальные просто супер. Надеюсь скоро приехать и посмотреть все в живую .Комментировать