А знаете ли вы, что если бы не пожар, Геленджик стал бы главной гаванью для военного флота на Кавказском побережье
А знаетеливы, что еслибы не пожар, Геленджик стал бы главной гаванью для военного флота на Кавказском побережье
В 1837 году Геленджикское укрепление инспектировал император Николай I. Он прибыл 21 сентября на пароходе «Колхида». В это время дул сильный норд-ост. В результате стрельбы из орудий по случаю прибытия императора в укреплении случился сильнейший пожар.Сначала от искры загорелся один стог сена, затем из-за сильного ветра огонь перекинулся на другие, после чего загорелся магазин с провиантом и другие деревянные строения. Сгорело все, что могло гореть. Убытки составили297517 рублей. Результаты шестилетнего труда большого количества людей, достигнутые в невыносимых условиях, исчезлив огне всего за несколько часов. Император Николай I повелел в следующем году отстроить укрепление заново.
Но в 1838 году Главный действующий отряд на Восточном берегу Черного моря в Геленджике возглавил генерал Н.Н.Раевский. Он сумел переубедить Николая I в необходимости иметь при устье реки Цемес главный порт для нашей береговой эскадры, потому что Цемесская бухта гораздо больше и глубоководнее Геленджикской, а также ее легче можно будет связать сухопутными путями с Прикубаньем.
Проект возведения Цемесского укрепления был утвержден Николаем I в январе 1839 года. Тогда же велено было именовать форпост державына берегу Суджукской бухты Новороссийском.
Пожар в Геленджикском укреплении сыграл решающую роль в возможности исправить ошибку, допущенную при выборе главной гавани для военного флота на Кавказском побережье.
Выделенные средства на восстановление Геленджикского укрепления былиперенаправлены на строительство укрепления в Цемесской бухте. И уже 13 сентября 1838 г. Генерал Раевский занял берег в устье реки Цемес, чтобы построить новое укрепление.
Время подтвердило прозорливость генерала. Сегодня Новороссийск - крупнейший порт на юге России, а Геленджик стал городом-курортом.